Словарный запас
02.11.2020Исследования свидетельствуют о том, что на первых этапах, особенно до словарного скачка, наиболее характерно сужение смысловых границ, что указывает на то, что сначала дети думают о словах как о принадлежащих только одному объекту, а не как о названиях для категорий. Однако после того, как произошел словарный скачок, ребенок, по-видимому, начинает понимать, что слова соответствуют категориям, и в его речи начинает преобладать расширение смысловых границ. На этом этапе мы чаще слышим слово «кошка» в отношении собак или гвинейских свинок, чем использование этого слова только для одного животного или для.небольшого количества животных или объектов. Все дети демонстрируют расширение смысловых границ, но каждый ребенок создает собственные уникальные категории. Один ребенок, которого наблюдала Ив КЛарк, использовал слово «мяч» не только в отношении игрушечных мячей, но также и для обозначения редиски и каменных шаров у входа в парк. Другой ребенок использовал слово «мяч» для обозначения яблок, винограда, яиц, тыквы и язычка колокольчика.
Явление расширения смысловых границ может сообщить нам об особенностях детского мышления, например о том, что дети создают широкие классы. Однако лингвисты, в том числе и Ив Кларк, напоминают нам, что часть затруднений ребенка состоит в простом незнании многих слов.
Так, ребенок, желающий привлечь внимание к лошади, может не знать слово «лошадь» и поэтому говорит «собака». Или же вместо грузовое такси, говорить просто машина. Таким образом, расширение смысловых границ может возникать из желания общаться и вовсе не означать, что ребенок не способен проводить различия внутри класса. Когда ребенок запоминает отдельные названия для различных подтипов подвижных четвероногих созданий, он прекращает расширять смысловые границы.