Изложение учебника истории
02.11.2020До сих пор спорным остается вопрос о характере изложения учебника истории, о двух типах учебника — учебнике «рассказывающем» и учебнике, сжато сообщающем. Еще в 30-е годы М. В. Нечкина говорила, что она хотела бы написать учебник настолько занимательный и яркий, чтобы ученик сразу с жадностью прочел его от первой страницы до последней.
Полемизируя с М. В. Нечкиной, проф. В. Н. Вернадский утверждал: «Идти вверх по ступенькам изучения основ какой- либо науки надо медленно, и учебник должен быть проводником в этом трудном процессе. Учебник должен быть насыщен фактами и богат мыслями, он должен вводить в сознание учащихся много новых сложных понятий и терминов. Не надо закрывать себе глаза на то, что всякий учебник поэтому должен быть книгой трудной для самостоятельной работы без помощи преподавателя. Предложение Нечкиной означало бы попытку заменить учебник историческим романом или повестью. Это не значит, что учебник нужно заменить конспектом. Нет, не конспект нам нужен, но компактное, краткое, ясное и вместе с тем живое изложение...».
Этот давний спор между защитниками «тощего» учебника и сторонниками учебника «рассказывающего» решается различным способом, с учетом возраста учащихся. В учебниках истории для V—VII классов рассказ и описание, естественно, должны занимать относительно больше места, чем в учебниках для IX—X классов, в изложении содержания которых заметно возрастают элементы теоретические: анализ, научная характеристика, выводы и обобщения. И однако учебник истории для любого возраста должен содержать материал, изложенный разнообразными методами. Школьник найдет в нем и живой рассказ, и красочное описание, и характеристики, но в нем должны быть и сжатое изложение событий, и объяснение сложных исторических явлений, и краткие выводы и обобщения. Это важно для ученика, желающего получить аттестат о завершении школы. А учителю это поможет, опираясь на текст учебника, учить школьников рассказывать, давать характеристику, пользоваться сжатыми формулировками, делать выводы. Да, учебник не исторический роман, он содержит материал, требующий от учащихся работы мысли и памяти. Но этот учебный материал должен представлять интерес для учащихся данного возраста, возбуждать жажду знаний, давать стимул для серьезной и увлекательной умственной работы на уроке и дома. Учебник учит мыслить и помогает развитию речи учащихся. Примерно в таком стиле и написаны учебники истории для V—VII классов.