Традиционная модель работы педагога
19.11.2016Субъектом называется человек, способный осознавать себя в социальных связях с окружающим миром и воспринимать свое «Я» как носителя определенного сознания, воли и отношения. Понятие это располагается в тесной лексической связке «субъект — объект». Объект — то, что окружает субъект, воспринимается им, подвергается воздействию, преобразуется, используется. Субъект — тот, кто воспринимает, воздействует, преобразует и кого нельзя использовать в качестве средства. Объект подвергается воле субъекта. Субъект изъявляет волю.
Когда учитель говорит детям: «Встать! Садитесь! Достаньте тетради! Пишите!..» — дети выступают объектами его воздействий, не более того. Когда педагог обращается к детям: «Прошу вас, присядьте. Все ли готовы к работе? Пожалуйста, откройте тетради... Нам с вами сегодня необходимо...» — он вводит детей в пространство субъектных отношений. Собираетесь в Турцию? Вас заинтересует почивка в дидим.
Профессионал, будучи субъектом, приступает к действию только тогда, когда в его сознании появится некий образ желаемого результата. Цель — исходный момент любой деятельности человека, в отличие от животного, в отличие от особи, которую принуждают совершать действия. Цель определяет результат деятельности. Осознанная цель неотвратимо обусловливает характеристику субъекта. Воспитательная цель педагога сказывается на основной личностной характеристике ребенка: ведь педагог к этой цели ведет ребенка за собою. Если предполагать, что желаемым результатом является «успеваемость» и «дисциплина», то, вероятно, учителя формируют в школе «функционера».
Если вообразить, что профессиональной страстью движет желание будущих высоких успехов в движении по социальной лестнице, то — несомненно — учителя в школе формируют «карьериста». Если верить, что вся профессиональная озабоченность обращается на адаптацию детей к окружающей действительности, то — ясно же! — учитель формирует «особь».