Поощрение поступков
14.05.2016Преподаватель не должен упускать случаев поощрения социально значимых и полезных поступков студентов. Привлечение к ним внимания важно не только в отношении поощрения таких поступков, но и с точки зрения формирования самих представлений о возможности и важности таких поступков. Социальная среда и ее особенности определяются часто такими явлениями и событиями, которые у многих индивидуумов не имеют ясных понятий для их выражения. Они могут отмечаться в виде некоторых эмоциональных реакций, неясных ощущений, которые далеки не только от ясного осознания, но и могут вообще оставаться не замеченными. Обращение преподавателем внимания на положительные решения социальных вопросов в этом отношении может иметь большую ценность.
Один из возможных относительно сложных и нередких случаев, встречающихся в практике преподавателя — студент учится формально. Родители платят за его обучение, у студента — на уме не учеба, а гораздо чаще примитивные развлечения. Ему на лекциях и семинарах скучно, и он может отвлекаться, отвлекать других, вести себя при этом высокомерно и вызывающе. Казалось бы, ничего нельзя сделать, кроме принятия каких-то жестких административных мер. Но и они чаще всего могут быть безрезультатными. Для преподавателя такая ситуация может быть вдвойне неприятна, поскольку такой студент может вызывать эмоции раздражения и гнева, отвлекать и других студентов, и преподавателя от конструктивного хода процесса передачи студентам знаний на сайт .
И все же преподаватель может попытаться потратить время на воспитательное воздействие. Например, можно привлечь студента к беседе, возможно, даже первоначально как-то затронув его вне- учебные, далекие от конкретной ситуации интересы. Затем можно нарисовать (вместе со студентом!) варианты картины будущего, может быть и не так уж далекого. Нужно включить его тщеславие, сравнить его возможности, особенно в случае их активного применения, с возможностями других его сокурсников. Одно из сложных условий в таком разговоре для преподавателя (и в то же время совершенно необходимое) — достижение собственной искренности и доброжелательности в отношении такого студента, который вызывал раздражение и даже враждебное чувство. Но доброжелательное отношение естественно, если с позиций творческого интеллекта подойти к задаче сложной, новой, но решаемой, если дать себе труд задуматься над ней, оценить ее важность и возможности решения. Если обратить внимание на то, что рассматриваемые установки у данного студента — это не вина его, а беда, обусловленная часто многими неблагоприятными условиями развития, то доброжелательный подход окажется для него настолько неожиданным и эмоционально проникающим в его сознание и подсознание, что уже одного этого подхода будет достаточно, чтобы оказать существенное влияние на его установки в отношении не только конкретного преподавателя, но и учебы (этот пример автор извлек из собственной практики преподавания).